Проектная работа
«Гордимся! Помним!»
Выполнила Бороздина Нина Викторовна преподаватель-организатор ОБЖ
1. Введение
Паспорт проектной работы
1. Название проекта: воспитательное мероприятие «Гордимся! Помним!».
2. Руководитель проекта - преподаватель основ безопасности жизнедеятельности МКОУ Никоновская СОШ Бороздина Н.В.
3. Консультанты проекта: Учитель литературы МКОУ Никоновская СОШ
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту - ОБЖ
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – история, обществознание, краеведение, литература.
6. Возраст учащихся – 7 -17 лет.
7.Тип проекта - практико-ориентированный.
8. Заказчик проекта - администрация школы.
Актуальность мероприятия:
В наши дни особенно остро ощущается необходимость более глубокого изучения истории нашего народа для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Современное состояние мировой системы информации, когда в широком масштабе происходят попытки переписать историю, отрицая решающую роль нашей страны в уничтожении фашизма и принижая значение Победы в Великой Отечественной войне для судьбы всего мира, вопрос патриотизма и гражданственности юношества стоит особенно остро.
Они будущее нашей страны, им определять её дальнейшую жизнь, и, сохранив в них историческую память о времени войны, её реалиях, уважение к людям, отдавшим свои жизни за нас, мы производим своеобразную «прививку» от национализма, беспамятности и отсутствия уважения к прошлому собственной страны.
Формирование патриотического самосознания детей и подростков наиболее эффективно и естественно происходит в процессе сбора и изучения материала о солдатах Великой Отечественной войны, об их вкладе в дело Победы.
Данное мероприятие, проводимое при непосредственном участии вышеназванных возрастных групп учащихся, позволяет им приобщиться к истории малой Родины, увидеть жизнь своей семьи, своих односельчан в неразрывной связи с важнейшими событиями истории страны.
Цель: формирование у школьников отношения ко Дню Победы как к особому, значимому празднику в жизни граждан России и семьи каждого ученика.
Задачи:
- Воспитывать осознанный деятельностный патриотизм учащихся;
- Интенсифицировать краеведческую работу;
- Стимулировать желание учащихся познакомиться с историей своих семьи и села.
Ожидаемые результаты:
· Воспитание деятельностных гражданственности и патриотизма через приобщение юношества к истории собственной семьи, деревни и страны;
· Стимулирование эмоционального восприятия событий Великой Отечественной войны, обеспечивающего духовное единство поколений.
Инициативная группа:
Бороздина Н.В. – преподаватель-организатор ОБЖ;
Кораблёва Е.Ю. – учитель литературы;
Гаан С.М. – учитель ИЗО.
Координатор проекта: Бороздина Н.В. - преподаватель-организатор ОБЖ.
Участники проекта: учащиеся МКОУ Никоновской средней общеобразовательной школы, их родители, социум деревни.
Социальное партнёрство: администрация Никоновского сельсовета, в лице главы Поповой Л.Н.
Этапы проекта:
Название этапа |
Содержание работ |
Время исполнения |
Подготовительный этап работы |
· Сбор информации о ветеранах
· Обработка собранного материала
· Составление сценария мероприятия |
январь-март.
апрель |
Основной этап работы |
Проведение мероприятия |
9 мая |
Заключительный этап |
Рефлексия, мониторинг участников |
12-15 мая |
2.Сценарий мероприятия
(Все участники собираются в актовом зале школы)
Звучит фонограмма песни «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).
Ведущий 1: Вот уже семьдесят лет мы встречаем этот памятный, священный для всех нас день - 9 Мая ...
Ведущий 2:
Нам за всеми памятными датами
Видится главнейшая одна –
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война.
Ведущий 1: И гордость, и радость, и слёзы, и боль невозвратных потерь, - всё соединилось в нашей Великой Победе… Сегодня мы знаем, какой высокой была цена этой Победы – почти 27 миллионов погибших… Эту цифру невозможно представить. Ещё невозможнее допустить мысль, что когда-нибудь об этом можно забыть.
Ведущий 2:
Пожарища позаросли травою,
И мирно распускается сирень,
Но нам нельзя забыть с тобою
Тот светлый майский,
Тот победный день!
Ведущий 1:
От Камчатки до прославленного Бреста,
От Севастополя до северных широт
Печаль и радость по стране шагают вместе,
И снова память нам покоя не даёт.
Ведущий 2: Из сёл Барсуково и Никоново на фронт ушло 318 человек, вернулись - 97 человек.
Память о них бережно сохраняется их детьми, внуками и правнуками. Кто они, наши односельчане – фронтовики? Вспомним их имена.
(Сообщения о ветеранах, подготовленные их правнуками - учащимися разных классов. См. приложения Фотографии №№1-6. )
Шмаков Александр Назарович.
Ему не дашь 95-ти. Высокий, статный, ухоженный. Разве, что мёрзнет теперь даже тогда, когда в доме жарко, да слышит плохо. Александр Назарович родился 7 апреля 1920 года в деревне Барсуково. Мать его в «солдатках» родила.
Из воспоминаний: « Рос с отчимом. Семья голодовала. В 40-м году был призван в армию на Восток. Служил во Владивостоке в артиллерийском полку. В марте 41-го по болезни мобилизовался. 14 мая 1942-го Маслянинским райвоенкоматом призвали опять – но уже на фронт. Мать говорила: «Не вздумай бежать. Погибнешь – значит погибнешь. На то судьба божья». Попал в Арзамас, в артиллерии связистом был, а, заодно, и разведчиком, и наводчиком. 17 ноября 1943-го был ранен, пролечился и попал в запасной полк, затем был направлен в кабельно-шестовую роту. Жил в землянках. Первый год вшей кормили, затем появилось мыло. Стали им стирать бельё – вшивость прекратилась. Спали мало, боялись, что враг свободно мимо пройдёт».
Когда рядом с Александром Назаровичем разорвался снаряд, ему повезло, ранило руку, а всех однополчан, по его словам, «в решето положило». Победу встретил в Литве или Латвии (с возрастом стал забывать и путать). Затем был отправлен на Восток и попал в правительственную связь во второй правительственный полк. 31 декабря 45-го года сел в поезд. 14 января 46-го зашёл домой. После войны работал трактористом и всегда был в передовиках. Правительство по достоинству оценило доблесть солдата, многими наградами отмечен его боевой путь. Среди них медаль «За отвагу», орден Отечественной войны I степени, орден «Знак почёта». В настоящее время проживает в р.п. Маслянино.
Ключников Алексей Александрович
Родился в 1925 году в д. Барсуково. 17 ноября 1943 года призвали в Армию. На формирование отправили в Красноярский полк, а оттуда на фронт. Зачислен в 97 - стрелковую дивизию, сапером. Белоруссия, Витебская область, г. Орт. Здесь фашисты держали очень крепкую оборону. Долгое время нашим частям не удавалось её прорвать. 24 июня дивизия пошла на штурм вражеских рубежей. Фашистов удалось потеснить далеко на запад. При форсировании реки Лучена получил ранение. Операцию делать не стали, осколок остался в руке. После госпиталя снова в свой полк. Войска быстро меняли позиции, гнали фашистов с захваченных земель. На Литовской земле в городе Вильни опять получил ранение, пуля прошла около сердца. В марте 1945 г. попал в Восточную Пруссию. Шли жестокие бои. В бою за г.Кенинсберг опять ранило. Попал в госпиталь. Там и встретил День Победы. Домой вернулся в августе 1945 г. Инвалидом 3 группы. Правительство по достоинству оценило доблесть солдата, многими наградами отмечен боевой путь.
Котова Екатерина Ильинична.
Родилась в 1925 году, Черниговской области. В 1941 году пошла работать в госпиталь санитаркой. Ей было 16 лет. Однажды после боя она и ещё 11 санитарок собирали раненых с поля боя, здесь их и схватили немцы. Попала в плен. Концлагерь Освенцим.
Из воспоминаний: «пытали, издевались, на руках выкалывали номера. Пробыли в плену с 1941 по 1944 год. 25 апреля 1944 года в 2 часа дня ворвались американские солдаты, освободили. Переправили девушек в город Лейпциг».
В 1947 году 11 августа приехала жить в деревню Барсуково.
О войне Екатерина Ильинична вспоминать не любит.
Пасканная Надежда Егоровна
Надежда Егоровна родилась в с. Никоново в 1922 году. До воины работала киномехаником. 3 января 1943 года добровольно пошла на фронт. Воевала на 3- Белорусском фронте, в военно-восстановительной дорожно-регулировочной части.
Из воспоминаний: «Приходилось выполнять различные боевые задания. В боевых операциях участия не принимала. Закончила воину в городе в городе Кенигсберге 16 июля 1945 года. Домой вернулась в звании старший сержант, ранений не имела».
Награждена 2-мя медалями:
- За боевые заслуги
- За взятие Кенигсберга.
Огнёв Николай Егорович
Родился в 1919 году в с. Никонове. В сентябре 1939 года был призван на
службу в ряды Красной армии.
Из воспоминаний: «Службу проходил в Рязанской области, где в
1942 году был в составе 106 отдельной особой курсантской бригады начал
участвовать в сражении на фронтах ВОВ. Был ранен и с 27 августа 1942 г по
7 февраля 1943 года находился на лечении. После выздоровления зачислен в
роту ПТР танкового полка, сформированного в Омской области. И вновь на
передовой. 30.07.43 года в боях за Брянск, совершая прорыв, попал в плен и
был отправлен в концлагерь, где работал в шахтах. 11 апреля 1945 года был освобожден американскими войсками».
После освобождения проходил службу в саперном батальоне до демобилизации 11.05.1946 года. Награжден Орденом Отечественной Войны, 9-ю медалями
Мороз Павел Кузьмич
Родился 1 января 1920 года в д. Красково. На фронт был призван сразу после
окончания срочной службы в Красной Армии, в 1941 году. Участвовал в
военных действиях на Восточном фронте против японских войск, в районе
Кореи. Здесь закончил участие в воине. Имеет 9 наград. Из них 2 ордена Красного Знамени Медаль «За доблестный труд», «50» и «70» лет вооруженным силам СССР,20,30,40,50 лет Победы.
Ведущий 1:
Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят армейские знамена.
И жизнь, и время движется вперед,
Остались только миллионы.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою победы!
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.
Ведущий 2:
Много лет нашей славной Победе,
Снова мирный закат, тишина…
И неслышно идет по планете
Возвращенная людям весна!
Позади уж военные дали,
Годы, будто в тумане, видны.
И давно уже взрослыми стали
Внуки тех, кто вернулся с войны.
Пусть навеки родная земля
Святую хранит безмятежность,
Чтобы помнить, зажжём свечи Памяти –
Символ скорби, потери, надежды.
(Зажигаем свечи у школы и колонной идём к памятнику «Матери и солдата». См.фотографии №№7-10)
(У памятника – построение участников в несколько линий с зажжёнными свечами)
Ведущий 1: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников.
Ведущий 2: Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо памятных стен, на которых записаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, убитых, но всё-таки непокорённых.
Ведущий 1: Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок- память - жжет в груди.
К простой могиле русского солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
Ведущий 2: Сегодня мы вспоминаем жителей нашего села, наших дедов и прадедов, кто ценой своей жизни заплатил за наши мирную жизнь и счастливое детство. Сегодня мы зажгли свечи Памяти и вспоминаем героев Великой Отечественной войны, не вернувшихся домой. Мы помним их!
Ведущий 1:
В память павших наших земляков
Горят Победы памятные свечи.
И зажигает их неяркий свет
Души огонь и расправляет плечи.
Ведущий 2: Глядя на огонь маленькой свечи, мы понимаем, как легко её затушить. И так же понимаем, как легко оборвать жизнь человека.
Жизнь. Смерть. Память. И снова жизнь. Таков вечный закон нашего бытия. И память нужна не только им уже прошедшим дорогами жизни и сказавшим свое бессмертное слово. Она нужна прежде всего нам. Ибо без памяти человек ничто. Ибо не имеет права прерываться духовная история поколений.
Ведущий 1: И поэтому зажигать свечи мы должны не только в память о погибших. Если мы забудем, то и нас никто не вспомнит. Забвение – вот настоящая смерть. И только память сильнее смерти.
Пусть «Свеча Памяти» несёт свет и тепло в души, связывая нас с давно ушедшими. Пусть горит она ради нас, ради памяти живых.
(Звенит колокол и все участники акции ставят зажжённые свечи у подножия памятника и вдоль дорожки.См. фотографии№№12-13)
Ведущий 2: Помните!
Через века, через года,
- помните! О тех, кто уже не придет никогда,
- помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны! Люди!
Покуда сердца стучатся,
- помните! Какою ценой завоевано счастье,
- пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет,
- помните! О тех, кто уже никогда не споет,
- помните! Встречайте трепетную весну,
люди Земли. Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех,
кто уже не придет никогда,
- заклинаю, - помните.
(Салют. См. фотографию №14) |
Ведущий 1: Наша акция «Свеча Памяти» завершена, но у памяти нет временных границ, и слова «Никто не забыт и ничто не забыто» обретают сейчас новое значение и звучат как наша клятва ушедшим.
3. Бюджет проекта
Для реализации данного проекта потребуется:
· Салют – 21 500 рублей;
· Свечи – 700 рублей;
· Пластиковые стаканчики – 70 рублей.
Общая сумма – 22 270 рублей – спонсорская помощь МО «Никоновский сельсовет» в лице главы МО «Никоновский сельсовет».
4.Заключение
Патриотическое самосознание детей и подростков – нравственное качество, формируемое продуманной и взаимосвязанной системой воспитательных мероприятий.
Процесс сбора и изучения материала о родственниках - участниках Великой Отечественной войны, вписывающий жизнь семьи ученика в события истории страны, отделённые от него временем, выстраивает глубинную связь поколений, позволяя подростку найти себя на «ленте времени», ощутить свою ответственность как перед предками, так и перед потомками.
Мониторинг, проведённый среди участников (ученики, родители, жители села и др.), дал следующие результаты:
1. Считают проведение данного мероприятия важным для сохранения исторической памяти – 98%;
2. Готовы принять участие в данном мероприятии в следующем году – 95%;
3. Обладают материалом о своих родственниках-участниках ВОв и готовы поделиться им – 45%;
4. Начнут сбор материала о своих родственниках-участниках ВОв – 20%;
5. Считают данное мероприятие проходным, малозначительным (по причине временной удалённости от современности) – 2%.
Использованные материалы:
1. Фонограмма песни «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).
2. Фонограмма звенящего колокола.
3. «Реквием» Р. Рождественский.
4. «Мы здесь не потому, что дата» М. Исаковский.
5. «Ушла война» М. Ножкин
6. Образование http://clubreaders.ru/nauka-i-obrazovanie/obrazovanie/;
7. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/;